Хранитель Шервуда
Команда форума
Администратор
Премиум
Увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20% позволит заработать компаниям, работающим на подряде у госструктур, и снизит выручку компаний, зависящих от реального спроса
Правительство выбрало налог на добавленную стоимость (НДС) в качестве первого инструмента по наполнению бюджета. Дело в том, что это самый чувствительный из всех видов налогов: он приносит деньги в максимально короткие сроки.
В настоящий момент около 78% российского ВВП обеспечивают предприятия крупного бизнеса. Все они платят НДС и не могут уклониться от его уплаты, не нажив крупные неприятности. Так что потребуется лишь один квартал с момента повышения ставки, чтобы бюджет получил значительную прибавку.
Что и на сколько подорожает
Реформа негативно отразится на доходах бизнеса: это вынудит коммерческие структуры поднять цены, чтобы компенсировать снизившуюся маржинальность. Высросшие цены неизбежно приведут к умеренному снижению спроса.
Прежде всего подорожают продукты первой необходимости. Предприятия, работающие на этом рынке, имеют высокие обороты и очень низкую маржинальность. У них нет возможности удержать два дополнительных процента НДС в себестоимости. Соответственно, придется моментально закладывать новые издержки в стоимость продукции, чтобы выдержать налоговую нагрузку.
Такую наценку осуществят все участники технологической цепочки. А это как минимум три-четыре контрагента даже для такого сравнительно несложного процесса, как изготовление хлеба. В результате для конечного потребителя повышение налога на два процента выльется в подорожание продуктов на 10–15%.
Естественно, это приведет к инфляции и снижению покупательной способности населения. В Москве и Санкт-Петербурге, очевидно, этот эффект будет ощущаться не слишком сильно. В отличие от регионов, где стоимость потребительской корзины является весьма существенным показателем.
При этом стремительного взлета цен на товары высоких ценовых категорий ждать не стоит. В сегменте автомобилей, крупной бытовой техники и недвижимости маржинальность выше, поэтому такие компании попробуют удержать цены в попытке отыграть долю рынка.
Кто уйдет, а кто нет
В связи с повышением НДС, вероятно, начнется новая волна выхода международных компаний с российского рынка. В зависимости от сектора для многих транснациональных корпораций критичным может быть повышение даже на полпроцента. Двухпроцентный барьер может стать непреодолимым препятствием.
Те, кто не сможет встроиться в обновленную финансовую модель и удержать постоянных заказчиков, закроют бизнес, чтобы не работать себе в убыток.
В отличие от международных игроков российские фирмы не имеют пространства для маневра. Возможно, кто-то видит спасение в переводе компании в офшоры, но в действительности это крайне рискованный путь. Во-первых, российское законодательство не позволяет по щелчку пальцев провернуть такую операцию. А во-вторых, налоговая тщательным образом проверяет бенефициаров и распорядителей подобных компаний. Если кто-то на российском рынке ведет деятельность от иностранного юридического лица, то такой компании обеспечены постоянные скрупулезные проверки, в том числе с привлечением правоохранительных органов.
Впрочем, есть и те, кто, по всей видимости, очень доволен реформой. Это компании, аффилированные с государством и извлекающие большую часть прибыли из госзаказов. Они уже находятся в ожидании сверхприбылей, поскольку сборы с НДС будут направлены в том числе в этом направлении. Примером могут служить локальные организации, которые отвечают за техническое или инфраструктурное обслуживание нужд РЖД.
Налоговая выходит на охоту
Как ни парадоксально, но из-за повышения НДС в выигрыше останутся некоторые предприятия малого бизнеса, по крайней мере те, что трудятся в сфере розничной торговли. Дело в том, что подавляющее большинство таких компаний работает по упрощенной системе налогообложения, что позволяет разными путями обходить повинность по уплате НДС.
Соответственно, резко повышать цены им не придется, и потребители все чаще будут предпочитать небольшие частные точки супермаркетам.
Это лишний раз подчеркивает важность того, на каком уровне будет обеспечена собираемость налога. Просто поднять ставку — это только первый шаг, нужно еще и собрать со всех деньги. Поэтому за самим законопроектом стоит еще целый ряд актов, ужесточающих контроль. И чем хуже будет выполняться план (600 млрд рублей, по словамминистра Силуанова), тем активнее будет вести себя налоговая.
Собственно, закручивание гаек в этой сфере ведется уже давно. Один из самых свежих и, пожалуй, наиболее яркий пример — обращенное к банкам поручение Центробанка активнее следить за операциями малого бизнеса.
Теперь банк может в любой момент заморозить расчетный счет, если появится хоть малейшее подозрение, что компания уклоняется от уплаты налогов. Насколько это легитимно, тема для отдельного разговора.
Куда уйдут деньги
Параллельно с увеличением НДС в России должны снизить взносы на обязательное пенсионное страхование до 22%. Но по большому счету эта мера даже близко не компенсирует образовавшуюся дополнительную нагрузку на предпринимателей.
Сотни тысяч сотрудников, занятых в частном бизнесе, формально получают зарплату значительно ниже рыночной. Большая часть дохода достается им в конверте. Уменьшение пенсионных взносов никак эту ситуацию не изменит.
В целом, неудивительно, что такое непопулярное решение было принято именно сейчас, во время чемпионата мира, пока новостной фон заполнен футболом. Когда турнир закончится, граждане уже свыкнутся с новыми правилами игры и будут ждать результата.
А он зависит от исполнения. Деньги, изъятые из карманов предпринимателей, планируется реинвестировать в экономику. При грамотном управлении в среднесрочной перспективе россияне могли бы почувствовать существенные улучшения: рост зарплат бюджетников, увеличение покупательной способности, по-настоящему качественное обслуживание ЖКХ.
Как всегда, реальное положение дел будет отличаться. Куда на самом деле уйдут деньги, собранные с предпринимателей в виде НДС, сейчас можно только гадать.
Автор: Алексей Петропольски, генеральный директор юридической компании Urvista, совладелец сети кофеен Take & Wake
Источник