Шервудский вестник По понятиям: чем российские миллионеры отталкивают иностранных банкиров

Хранитель Шервуда
Команда форума
Администратор
Премиум
Регистрация
22 Фев 2018
Сообщения
15.968
Реакции
193.557
Монетки
175174
Посмотреть вложение 18548

Состоятельные россияне уверены, что им всегда и везде рады, но на практике зачастую оказывается, что это не так. Правила игры в финансовом мире поменялись, но не все еще это поняли

Богатые клиенты — да еще и те, кто может доказать, что их капиталы заработаны легально — находка для любого иностранного банка. И неважно, где расположены эти банки и какова ситуация в местной банковской системе. Сложности, если они и возникают, как правило бывают двух видов: связанные с документами и неформальными (понятийными) взаимоотношениями, на которых строится бизнес.

Риски, связанные с документальным оформлением активов и операций, более или менее ясны. Понятийные же вещи могут быть очевидны не всем. Например, клиентам бывает непросто объяснить, зачем их операционная компания открывает банковский счет в юрисдикции, отличной от той, где зарегистрирована. Для некоторых банков — это веская причина отказать в открытии счета. Хотя большинство финансовых институтов и признают практику, при которой крупные бизнесмены и состоятельные люди владеют персональными холдингами, зарегистрированными в различных юрисдикциях, выбор которых обоснован не только налоговой оптимизацией, но и банальным удобством в управлении активами.

Подобных нюансов множество, и их необходимо учитывать при обращении в иностранный банк. В этой ситуации всегда хорош простой совет — посмотреть на свои активы со стороны и задать себе вопросы. Зачем мне вообще понадобился счет в иностранном банке? Поверил бы я собственной истории, основываясь на том, что банку известно обо мне из предоставленных документов и внешних источников? Являюсь ли я целевой аудиторией этого банка? Если ответ на последние два вопрос утвердительный — то финансовый риск минимален, проверки комплаенса не страшны и можно рассчитывать на радушный прием практически в любом банке. Особенно учитывая, что банки по всему миру вынуждены отказывать пусть и столь же «белым», но менее подготовленным к проверкам клиентам.

Почему так происходит? Сейчас на наших глазах меняется целая банковская индустрия. Вместе со старожилами банковского бизнеса на покой уходят и привычные модели работы. И перестраиваться приходится не только банкирам, но и их клиентам.

Сегодня уже никого не заинтересовать обещаниями блестящего будущего — в виде например, активной операционной деятельности, благодаря которой банк сможет заработать на транзакциях. Этим объясняется то, что заявки от IT-стартапов, торговых компаний и других аналогичных бизнесов месяцами находятся на рассмотрении. Банку не особо интересно что будет дальше, банк хочет понимать кто к нему пришел буквально сейчас. Финансисты хотят знать все о своем клиенте, его состоянии и бизнесе, о том, как он заработал свои миллионы и с какими контрагентами выстраивал отношения. Увы, начинающим предпринимателям и бизнесменам, чей бизнес построен на агентских и комиссионных схемах, вести дела в международном контуре становится очень сложно: зачастую они не могут позволить себе содержать полноценный зарубежный офис.

Куда проще состоятельным бизнесменам с крупными активами. Во-первых, многие из них еще несколько лет назад серьезно озаботились соответствующими вопросами и сейчас способны внятно объяснить происхождение как минимум части своего капитала, попутно разбираясь с оставшимися «скелетами в шкафу». Во-вторых, очень помогла объявленная Россией амнистия капиталов, давшая возможность закрыть часть спорных моментов. Хотя по-прежнему остается открытым вопрос, достаточно ли банку знать об амнистии для того, чтобы клиент успешно прошел проверку? Или же для банка это желательный элемент в профиле клиента, но не решающий. В-третьих, контрагентами состоятельных клиентов, как правило, также являются абсолютно понятные компании, за плечами у которых не один год успешной работы.

По всему миру банки задаются главным вопросом: готов ли клиент работать на новых условиях, без неприятных сюрпризов? Готов ли он воспринимать банк не как сервисную организацию, а как полноценного бизнес-партнера, у которого есть свои интересы, права и обязательства перед третьими лицами — в том числе регулирующими органами? В реальности отношения между клиентами и банками не всегда складываются идеально. Многие бизнесмены и владельцы активов не желают перестраиваться, ищут временные решения в юрисдикциях с лояльными банками, надеясь, что их минуют потрясения, произошедшие в финансовых системах Кипра и Латвии. Это мешает всей индустрии и удлиняет период, необходимый для органичной перестройки. Какое-то время назад срок жизни таких «временных» решений мог достигать нескольких лет и не нёс в себе значительных финансовых рисков. Сегодня же он стремительно сокращается. Клиент, открывший банковский счет в «лояльном» банке, может сразу же столкнуться с трудностями. Его средства могут быть заблокированы и в итоге придется проходить все тот же комплаенсу и рассказывать банку правдивую историю из серии «учился-работал-заработал». Стоит ли эта игра свеч в современных реалиях? Наверное, проще принять тот факт, что новая игра уже началась и не стоит пытаться играть в неё по старым правилам, постоянно их нарушая. Куда лучше спокойно взглянуть на свою бизнес-модель, без спешки определиться с будущей стратегией игры и сосредоточиться уже на ней, а не на том, как обойти ее правила.
 
11
Сверху Снизу