Хранитель Шервуда
Команда форума
Администратор
Премиум
Посмотреть вложение 17010
Практические советы по регистрации товарных знаков
К нам часто обращаются клиенты с просьбой помочь защитить их бренд, который они старательно раскручивали годами, придавая ему узнаваемость на рынке. Они вкладывали много усилий, фантазии и денег в то, чтобы потребители могли точно различать производителей товаров и услуг между собой. Но когда клиенты задумываются о том, чтобы как-то узаконить права на выращенные ими бренды, на практике возникает множество проблем. О них мы и поговорим ниже.
1. Сходное изображение уже было зарегистрировано ранее
Обращаясь к дизайнерам за созданием логотипа и фирменного стиля компании, клиенты очень долго описывают свои пожелания приблизительно как «хотим, чтобы было как у Газпрома, с цветами как у Билайна, и обязательно не забудьте все обвести в облачко как у Apple». Созданные шедевры сразу размещаются на сайтах, фирменных бланках, рекламных баннерах, но еще до обращения в Роспатент за регистрацией товарного знака хозяева таких «шедевров» получают претензии от правообладателей о выявлении ими нарушений использования их товарных знаков. Чтобы избежать подобных претензий, после создания логотипа мы рекомендуем осуществить его проверку по базам Роспатента на наличие схожих уже зарегистрированных товарных знаков и поданных заявок. Это поможет избежать как выплаты правообладателю компенсации за использование чужого зарегистрированного товарного знака, так и потери денег на ребрендинге. Важно знать, что размер компенсации за описанное выше нарушение в соответствии с п. 4 ст. 1515 ГК РФ может варьироваться от 10 000 до 5 000 000 рублей и определяется на усмотрение суда. Но в среднем штраф составляет от 100 000 до 1 000 000 рублей в зависимости от обстоятельств дела.
2. Компания не может доказать узнаваемость собственного бренда на рынке
Если вам все же удастся избежать претензий правообладателей до обращения за регистрацией своего товарного знака в Роспатент, то после подачи заявки ведомство начнет проверку заявленного на регистрацию товарного знака. Проверка включает в себя два этапа: формальный (ст. 1498 ГК РФ) и по существу (ст. 1499 ГК РФ). На формальном этапе регистрирующий орган проверяет наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям, поэтому большинство заявителей преодолевают данный этап без труда. Тут важно обратить внимание, чтобы в вашей заявке присутствовали заявленное
обозначение, сведения о заявителе, перечень товаров или услуг, для которых регистрируется товарный знак. При экспертизе по существу Роспатент проверяет соответствие поданного обозначения требованиям, изложенным в статьях 1477 и 1483 ГК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; 2) являющихся общепринятыми символами и терминами; 3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта; 4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Однако согласно пункту 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Согласно пункту 35 Правил (Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. №482 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак»), чтобы доказать приобретение обозначением различительной способности, нужно указать в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикации в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением, и иные сведения.
Как правило, сталкиваясь с отрицательными результатами проверки Роспатентом соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства, доказать различительную способность оказывается затруднительно, поскольку документов, подтверждающих рекламу бренда, у клиентов просто нет. Чтобы разбить аргументы Роспатента, мы рекомендуем своим клиентам заранее собирать следующие документы:
1. рекламные договоры на продвижение товарного знака;
2. документы/материалы об участии в различных конкурсах, конференциях (постеры, раздаточные материалы, информация о количестве участников таких событий);
3. публикации в СМИ (с использованием товарного знака);
4. платежные поручения на оплату рекламы;
5. договоры на реализацию товаров и/или услуг клиента. С таким пакетом документов ваш товарный знак легко пройдет экспертизу Роспатента.
Автор: ЮК Зарцын, Янковский и партнеры
Источник
Практические советы по регистрации товарных знаков
К нам часто обращаются клиенты с просьбой помочь защитить их бренд, который они старательно раскручивали годами, придавая ему узнаваемость на рынке. Они вкладывали много усилий, фантазии и денег в то, чтобы потребители могли точно различать производителей товаров и услуг между собой. Но когда клиенты задумываются о том, чтобы как-то узаконить права на выращенные ими бренды, на практике возникает множество проблем. О них мы и поговорим ниже.
1. Сходное изображение уже было зарегистрировано ранее
Обращаясь к дизайнерам за созданием логотипа и фирменного стиля компании, клиенты очень долго описывают свои пожелания приблизительно как «хотим, чтобы было как у Газпрома, с цветами как у Билайна, и обязательно не забудьте все обвести в облачко как у Apple». Созданные шедевры сразу размещаются на сайтах, фирменных бланках, рекламных баннерах, но еще до обращения в Роспатент за регистрацией товарного знака хозяева таких «шедевров» получают претензии от правообладателей о выявлении ими нарушений использования их товарных знаков. Чтобы избежать подобных претензий, после создания логотипа мы рекомендуем осуществить его проверку по базам Роспатента на наличие схожих уже зарегистрированных товарных знаков и поданных заявок. Это поможет избежать как выплаты правообладателю компенсации за использование чужого зарегистрированного товарного знака, так и потери денег на ребрендинге. Важно знать, что размер компенсации за описанное выше нарушение в соответствии с п. 4 ст. 1515 ГК РФ может варьироваться от 10 000 до 5 000 000 рублей и определяется на усмотрение суда. Но в среднем штраф составляет от 100 000 до 1 000 000 рублей в зависимости от обстоятельств дела.
2. Компания не может доказать узнаваемость собственного бренда на рынке
Если вам все же удастся избежать претензий правообладателей до обращения за регистрацией своего товарного знака в Роспатент, то после подачи заявки ведомство начнет проверку заявленного на регистрацию товарного знака. Проверка включает в себя два этапа: формальный (ст. 1498 ГК РФ) и по существу (ст. 1499 ГК РФ). На формальном этапе регистрирующий орган проверяет наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям, поэтому большинство заявителей преодолевают данный этап без труда. Тут важно обратить внимание, чтобы в вашей заявке присутствовали заявленное
обозначение, сведения о заявителе, перечень товаров или услуг, для которых регистрируется товарный знак. При экспертизе по существу Роспатент проверяет соответствие поданного обозначения требованиям, изложенным в статьях 1477 и 1483 ГК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; 2) являющихся общепринятыми символами и терминами; 3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта; 4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Однако согласно пункту 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Согласно пункту 35 Правил (Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. №482 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак»), чтобы доказать приобретение обозначением различительной способности, нужно указать в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикации в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением, и иные сведения.
Как правило, сталкиваясь с отрицательными результатами проверки Роспатентом соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства, доказать различительную способность оказывается затруднительно, поскольку документов, подтверждающих рекламу бренда, у клиентов просто нет. Чтобы разбить аргументы Роспатента, мы рекомендуем своим клиентам заранее собирать следующие документы:
1. рекламные договоры на продвижение товарного знака;
2. документы/материалы об участии в различных конкурсах, конференциях (постеры, раздаточные материалы, информация о количестве участников таких событий);
3. публикации в СМИ (с использованием товарного знака);
4. платежные поручения на оплату рекламы;
5. договоры на реализацию товаров и/или услуг клиента. С таким пакетом документов ваш товарный знак легко пройдет экспертизу Роспатента.
Автор: ЮК Зарцын, Янковский и партнеры
Источник